Amorphis — Circle (2013) Иногда наступает момент, когда хочется что-то изменить. Сделать по-новому или хотя бы чуть по-другому. Для джентльменов из
Amorphis и их музыки такой момент наступал уже не единожды, и после каждого нового поворота группа записывала, к счастью, совсем не
St. Anger и
Death Magnetic. Немного утомившись вальяжностью элегантного бархата последних четырёх альбомов, выдержанных в примерно одинаковой стилистике,
Amorphis приглашают за руль нового капитана, которым становится господин Тагтгрен. Группа берёт инструменты, Питер берёт в руки плётку, покупает коробку пряников, и все вместе они начинают записывать
Circle. Лирика альбома, снова сочинённая Пеккой Кайнулайненом, в этот раз не связана напрямую с Калевалой, а концентрируется на собственной истории, истории изгоя, обнаруживающего в себе скрытые способности, которые могут помочь ему изменить свою незавидную судьбу и обрести себя.
Вместо привычной обволакивающей шипящей пены Финнвокса первый же рифф в стартовой
Shades of Gray бьёт в лоб бревном с суровой шведской лесопилки. Густые, плотные риффы, посыпанные небольшими щепотками клавишных, плавают в булькающем Abyss Sauce. Звук находится на грани между отчётливой слышимостью гитарных тонов и музыкальным состоянием «вкусная каша из всего подряд» (это, например, как у
Insomnium в
One for Sorrow). Река клавишной патоки и доминирующие ажурные разводы с использованием дилэя законсервированы в запаянной банке, вместо них используется ровный ритм-гитарный ковёр, ворсинки которого постоянно стригутся взрывающими сознание запилами. Под чутким и настойчивым руководством господина Тагтгрена господин Холопайнен подаёт на-гора штабеля невероятных лид гитарных тем, как в формате фонового сопровождения, так и в виде более явных проигрышей и особенно соло. Подобной феерии у
Amorphis не наблюдалось, вероятно, никогда. Каждая композиция лоснится хотя бы одной отполированной до сверкания мелодией, которую совершенно невозможно выскоблить из памяти. Проигрыши в
Shades of Gray/Mission/The Wanderer отправляются с экспресс-доставкой в золотой фонд гитарной музыки, рядом к тумбе, на которую взгромоздилось выбивающее слезу трогательной красотой соло в
Into the Abyss общей сложностью в минуту длиной.
Сантери Каллио подвинулся из кресла главного мелодиста и использует на
Circle в основном фортепианные и околофортепианные стили, перемежающиеся с самым настоящим церковным органом. Клавишные в целом используются больше как инструмент насыщения, нежели как направляющая, хотя им и отводится несколько большая роль в композициях, написанных самим Сантери, которые нетрудно узнать по характерному мягкому мелодическому отпечатку. Композиции Холопайнена более разносторонни, в них есть место как лиричности, так и давящей мрачности, но более всех других выделяется единственная песня от Томи Койвусаари,
Nightbird's Song. Минимум чистого вокала, максимум ориентированности на обе гитары, мощнейший, сокрушительный припев – не будет преувеличением сказать, что такой Amorphis нужен не только «нам» или «вам», но вообще всем.
Небольшим инструментальным бонусом в
Narrowpath, Nightbird’s Song и
Into the Abyss прилагается флейта, причём как просто услаждающая слух (То Самое Соло в
Into the Abyss), так и демонстрирующая неслабую технику (соло в
Nightbird’s Song). Судя по наличии в концертном составе отдельного участника, отвечающего за флейту и саксофон, Сакари Кукко, идея включения этого инструмента в музыку группе определённо нравится.
Ещё одним неожиданным штришком идёт на
Circle пение Томи Йоутсена. Кроме увеличения доли экстремального вокала нужно такое отметить и его неожиданное разнообразие: Томи использует как различные техники гроула, так и скрим, причём старается не повторять интонации в противоположность практически идентичному в рамках самого себя рычания на всех предыдущих пластинках. Возможно, потеря глубины в его вокале (причём и в чистом тоже) связана также и просто с течением времени, тем не менее негативных последствий для музыки в целом в данный момент она совершенно не несёт.
В последние годы финские группы начало, что называется, прорывать, причём не только те, от которых такого ждать было можно –
Ensiferum и их симфонический magnum opus
From Afar,
Wintersun с
Time, – но и те, от которых привычно слышать качество, но не сверхоткровения –
Insomnium с неожиданным шедевром
One for Sorrow и вот теперь
Amorphis c
Circle. При стопроцентном сохранении самоидентичности музыканты, по сути, не более чем переставляют кубики из своих наработок. Кубик винтажного прог-рокового стиля и клавишных отголосков
Am Universum, кубик дэтового наследия раннего творчества, кубик хитовой структуры пост-эклипсовского периода, самый важный кубик неуловимых, но совершенно вездесущих фолковых гармоний. Несмотря на авторское разнообразие и новый продюсерский подход,
Circle демонстрирует беспримерную связность, тяжесть и мелодичность существуют в нём не по отдельности, а в той или иной форме проявляются в каждом треке. При этом ни один из них не выпадает и не опускается ниже очень высокой планки качества, ни один не хочется пропустить или оценить как «ну, нормально». Песня сменяется другой, и под конец уже не веришь, что можно, ни разу не оступившись и показав исключительный класс, пройти этот путь до конца. И однако это как раз наш случай.
10/10