“Я – Легенда”
(I Am Legend)
Количество скепсиса, скапливающегося вокруг этого фильма, увеличивалось от любой фразы брошенной в его адрес. Своего апогея оно достигло, естественно, во время первого просмотра. Делая сложное лицо, на порядок превосходящее Уилл Смитовское, сложно было удержаться от едкого комментария. То тут, то там меткий глаз замечал всевозможные дырки и недочеты в сюжете, а, неожиданно наступившие, титры, ничего кроме недовольства не вызывали.
Сама идея фильма “Я - Легенда”, а точнее его прародителей, в виде книги и, соответственно, её экранизаций – до безобразия прекрасна. То, что изначальные идеи переврали, убили и искалечили, не так смертельно. Это проблема лишь тех, кто свято верит в оригинал и любит тыкать пальцем в несколько дырок одновременно. Делать фильм о полном одиночестве и потери себя, было бы слишком смелым поступком для мейнстримового блокбастера и следует четко это понимать.
Разочарование от получившейся истории приходит где-то сразу и становится особенно неинтересно всё это наблюдать. Разочарование даже не столько от самого сюжета, сколько от сильнейшего потенциала, который так и не был реализован. Каждая сцена, каждый кадр хочется по-своему повернуть, по-своему снять. Здесь добавить, здесь убрать. Хочется заменить компьютерных врагов нормальными гримированными актерами. И не надо говорить про дороговизну и сложность такого подхода. Все помнят “Сайлент Хилл”, где совершенно чудесно было совмещено компьютерное что-то и искусство художников. Хочется убрать ту часть фильма, где появляется новые выжившие и закончить фильм там, ночью на причале со звериным рёвом главаря “недозомбЕй”.
Сразу же отмёл всякие сравнения и окунулся в действительно интересное кино. Правильное начало, без всякого там научного бреда, очаровывает и пугает. Сколько раз нам показывали разрушенные мегаполисы, а всё равно, смотря на пустынные улицы, по которым должны мельтешить тысячи человеко-тел, становится как-то не по себе. Дальше лучше. Интереснейшие ходы, связанные с нарастающей шизофренией главного героя, которые венчает по-настоящему мощный эпизод. Этот эпизод дает старт самой лучшей, самой трогательной и самой умной части фильма, в которой собраны изумительные сцены, как в плане игры, так и в плане действий. Здесь и поворачивающий голову манекен – кадр всего на несколько секунд, но бьющий в голову посильнее холодного душа. И, уже ставшая знаменитой, сцена со смертью собаки, от которой хочешь, не хочешь, а слёзы наворачиваются. И крохотный момент, в котором главному герою мерещится его семья. И сцена с первым за долгое время общением с живым человеком, которая именно так как надо гармонирует со сценой, в которой Роберт плачет около манекена. Такие моменты просто замечательны.
Переигрывание, надуманность и общая простота выжимателей эмоций, которые в изобилии присутствуют в фильме, расстраивает, и выражение недовольной улыбки появляется на лице само собой. То, что в фильме всё слишком очевидно и аккуратненько разложено по полкам раздражает, даже с учетом того, что мы смотрим made in Hollywood. Вот Уилл Смит делает серьезное выражение лица и, что бы даже самые невнимательные зрители всё поняли – включается трогательная музыка, не хватает разве что только закадрового текста, читаемого каким-нибудь особенно грустным, хриплым голосом. Противно, ей богу. Вот зачем надо было портить по-настоящему красивейший кадр, в конце фильме, с бабочкой созданной ажурными трещинами по стеклу дурацкой поясняющей фразой. Мне отчаянно хочется говорить какой этот фильм прекрасный и чудесный, но не могу. Слишком многого не хватает, слишком многое есть. Плюсы моментально перекрываются минусами, а давать роль Уиллу Смиту, который держит на своих могучих плечах, чуть ли не драму, изначально было неудачной затеей. За попытку, конечно, похвалить можно, но в следующий раз… лучше не надо.
Главная, казалось бы, проблема фильма – главенствующая роль Уилла Смита, меркнет перед намеченным сценарием, и это действительно проблема. Ведь Уилл Смит несмотря на всё – справился очень и очень хорошо. До Джона Кьюсока из “1408” он не дотягивает, хотя стоп – без сравнений. Ведь под грамотной “конструктивной” критикой фильм провалится. Фраза “28 дней спустя” оставит немало синяков на теле фильма. Уилл Смит играет неплохо, переигрывает его только, стандартно, собака. Серьезно его всё равно тяжело воспринимать, но в его персонажа хотя бы веришь. Да и за смелость ему стоит отдать должное, не всякий решить вытянуть на себе целый фильм. И ведь вытягивает. В финале, когда он прыгает на врага, его герой полностью раскрывается и выбор именно Уилла Смита на эту роль кажется уже не таким и плохим. Мне отчаянно хочется говорить какой этот фильм прекрасный и чудесный, но не могу. Это тот ряд фильмов, которые плохо вписываются в стандартные вердикты. Определенно это масштабный блокбастер, но блокбастер из того современного племени фильмов, которые не стыдно посмотреть и даже где-то задуматься. Мнения разделились и это самое главное, посмотрим, что о нём скажут через пару лет.