Старое ружьё (Р.Энрико, 1975)читать далее
Пронзительно-грустная история о событиях II-й Мировой войны во Франции, главным героем которой становится человек, заподозрить которого в потенциальном геройстве изначально довольно трудно. Создатели фильма, как будто специально, следуют нехитрому и проверенному плану: 1) показать нерасторопного, максимально дружелюбного, вроде бы неспособного к насилию обывателя; 2) продемонстрировать нечто совершенно ужасное, некий экстрим - то, что выбивает у такого человека почву из-под ног; 3) предложить зрителю картину максимального преображения героя в этих экстремальных условиях, показать выплеск всей его ярости, выход всего его буйства. То есть, построить рассказ на контрасте между первым и третьим. Типичные примеры подобного подхода - знаменитые "Соломенные псы" С.Пекинпы (1970), или самый первый шедевр С.Спилберга "Дуэль" (1971). Вот и французский режиссер Робер Энрико спустя 5 лет после нашумевших "Псов" решил пойти примерно тем же путем.
Главный герой картины - врач-хирург по имени Рене (блистательная роль Филиппа Нуаре), шеф больницы в небольшом городишке оккупированной части Франции. Гуманизм и клятва Гиппократа для Рене не пустые слова - среди его пациентов можно увидеть как коллаборантов, так и участников Сопротивления, причём последних он выхаживает, нешуточно рискуя собственной жизнью. Врач с большой буквы отдает работе бОльшую часть времени суток, ему редко удается нормально поспать и поесть. Но у Рене есть самое главное из всего того, что может вдохновлять любого человека - надежный тыл, семья, любимая жена и не менее любимая дочь. Однажды, во время гестаповской облавы в госпитале один из пособников фашистского режима угрожает Рене, недвусмысленно намекая на расправу над его близкими. Конец оккупации близок, терять фашистам нечего, и Рене понимает, что дальше рисковать не стОит. От греха подальше, он решает отправить жену Клару (Роми Шнайдер) и 8-летнюю дочь Флоранс (Каролина Бономм) в свою родную деревню. И вроде бы, всё Рене сделал правильно, но...
Спустя некоторое время главный герой торопится в деревню - к ним, родным и любимым жене и дочери. Однако приехав на место, он неожиданно для себя застаёт вид дикого и жутчайшего зрелища произошедшей тут недавно массовой казни ВСЕГО населения деревни! В числе других с особой жестокостью убиты и его Клара с Флоранс - те, без кого Рене не представлял своей жизни.
В одночасье всё существование мирного врача-хирурга переворачивается на 180 градусов - для кого и для чего ему теперь жить!? После мгновений оцепения и отчаяния сознание главного героя захватывает единственный мотив - месть садистам-убийцам. Рене должен убивать этих нелюдей фашистов, как диких зверей - жестоко, безжалостно, изощрённо. В своей родной деревне главный герой прекрасно знает каждый дом, каждую тропку, каждый куст, а кроме того, у Рене есть тайник, где спрятано старое ружьё - то самое, с которым он много лет ходил на охоту. Начинается новая охота - методичный отстрел гитлеровских выродков. Да, силы неравные, фашистов в 12 раз больше, но на стороне Рене родные стены, внезапность и, самое главное, та неукротимая жажда мщения за смерть близких, заставляющая его идти вперёд, не считаясь ни с чем.
Этот фильм интригует, шокирует и внутренне содрогает. Эта история - очередная шоковая терапия, ещё одно берущее за живое "иди и смотри". Наконец, эта грустная картина просто цепляет, ибо не сопереживать увиденному на экране просто невозможно. Наверное, именно из-за подобного чувства - соучастия, сопереживания - мы, вообще, любим кино.
8.5/10Джанго освобождённый (К.Тарантино, 2012)читать далее
Мне, как любителю вестернов, разумеется, пришёлся по душе факт обращения К.Тарантино к данному жанру. Причём, как и в случае с "Бесславными ублюдками", Квентин делает очередной реверанс в сторону классики кино, на сей раз отсылая зрителя к вестерн-хиту С.Корбуччи 1966-го года "Джанго". Сохраняя все свои фишки - любовь к кровавым разборкам, мега-иронию и супер-эстетику, - великий американец охотно включает и характерный для него приём ломания стереотипов, переворачивая задом наперёд устоявшиеся каноны. Если в тех же "Ублюдках" евреи неистово мочат нацистов, а в "Убить Билла" роль супермена безоговорочно отдана на откуп женщине, то ноу-хау "Джанго" состоит в том, что негр рассправляется с белыми, и не стОит сомневаться, что делает он это, как всегда у Тарантино, кроваво и беспощадно.
Всё начинается, однако, с белого - с нестандартного "охотника за головами" Кинга Шульца (Кристофер Вальц). Для человека своей суровой "профессии" Шульц, с одной стороны, слишком словоохотлив и красноречив, а с другой стороны, он порой до странного участлив. Понятно, что Джанго (Джейми Фокс) нужен немцу в интересах дела - без темнокожего раба сам он не сможет опознать братьев Бриттл, а следовательно, и не сумеет заработать на их "головах", - но с какой стати Шульца должна волновать дальнейшая судьба Джанго!? Тем не менее, волнует. Вот вам и очередной тарантиновский казус - уж не знаю, сознательно выведенный, или случайно произошедший: негр получает освобождение от рабства, не самостоятельно восстав против хозяина, а лишь получив помощь белого. Иными словами, один белый когда-то закабалил чёрного, другой белый помог сейчас от кабалы избавиться. (Лично я предпочел бы, чтобы негры, ну хотя бы в контексте фильма, САМИ освободили себя от рабства.) Как бы там ни было, но Джанго становится свободным человеком. Теперь ему остаётся выполнить вторую часть задачи, еще более сложную - освободить из рабства свою жену...
"Джанго освобожденный" - вполне удачная, на мой взгляд, работа мастера. Как говорится, Тарантино "снова в седле". Квентин снова кровожаден, снова смакует эстетические моменты, снова предельно ироничен и самоироничен. Скажем, сцена камео режиссёра и то, как главный герой расправляется с персонажем Квентина, говорит об отсутствии каких-либо комплексов у последнего (да и кто бы в этом сомневался!). Отметил бы другой момент: на мой взгляд, как исполнитель роли, Тарантино - худший на протяжении всех 02:40 картины, его персонаж выглядит немного неестественно и несколько выпадает из общего ряда. Актёрская стязя - явно далеко не самая сильная сторона творческого арсенала Квентина, хотя, например, в "Четырёх комнатах" он выглядел, по-моему, вполне неплохо.
Если от игры и манеры Сэмюля Ли Джексона я более-менее знал чего ждать, то Леонардо ДиКаприо, признаться, достаточно сильно удивил. Мало того, что Леонардо, за которым стойко закрепился его мега-положительный образ из "Титаника", сыграл 100-процентного злодея, так ведь и сделал он это чрезвычайно убедительно. Также хорош и стабилен на всём протяжении картины Джейми Фокс. Тем не менее, из всего актёрского ансамбля тарантиновской труппы я делаю выбор в пользу Кристофера Вальца - его обаятельный и чудаковатый герой мне наиболее симпатичен.
Наконец, стОит, конечно, сказать о весьма эффектном, как я считаю, эпизоде с участием Франко Неро. Прелесть этой сцены оценит только тот, кто в теме - кто смотрел, или слышал (читал) про упомянутый мной фильм 1966-го года С.Корбуччи. Фактически в кадре встречаются тот самый Джанго-оригинал, легендарный герой ленты Корбуччи, и его темнокожий последователь-тёзка. (Временной взаимохват двух картин вполне допускает такую стыковку персонажей.) "Меня зовут Джанго!" - говорит тарантиновский герой, и начинает диктовать своё имя по буквам... "Я знаю!" - с улыбкой прерывает его герой Корбуччи. Получилось очень эффектно и символично - условно говоря, старый Джанго передал киноэстафету своему молодому преемнику!
8.5/10